Статья 11.3. Действия, угрожающие безопасности полетов

1. Размещение в районе аэродрома, вертодрома или посадочной площадки знаков и устройств, сходных с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания аэродромов, вертодромов или посадочных площадок, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

2. Применение на территории аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки либо в полосе воздушных подходов к аэродрому, вертодрому или посадочной площадке пиротехнических изделий без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения.

3. Повреждение оборудования аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, аэродромных знаков либо воздушного судна -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей.

4. Проход либо проезд без разрешения по территории аэропорта (за исключением аэровокзала) или аэродрома либо объекта радио- или светообеспечения полетов -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей.

5. Нарушение порядка организации движения специального транспорта и средств механизации на аэродроме -
влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей.

6. Невыполнение правил размещения на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании или других объектах дневных и ночных маркировочных знаков и устройств, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

(Статья в редакции, введенной в действие с 3 января 2010 года Федеральным законом от 21 декабря 2009 года N 336-ФЗ.

Комментарий к статье 11.3 КоАП РФ

1. Комментируемая статья содержит шесть составов административных правонарушений, имеющих общий объект, - общественные отношения в сфере обеспечения авиационной безопасности в части безопасности полетов воздушных судов гражданской, государственной или экспериментальной авиации. Статья действует в редакции Федерального закона от 21 декабря 2009 г. N 336-ФЗ, изменившего формулировки уже имевшихся составов правонарушений (ч. ч. 1, 2, 6) и установившего ответственность за новое правонарушение (ч. 5).

2. Правовое регулирование авиационной безопасности применительно к безопасности воздушного движения включает в себя положения ВК РФ (ст. ст. 40 - 51), а также федеральные авиационные правила, в частности "Размещение маркировочных знаков и устройств на зданиях, сооружениях, линиях связи, линиях электропередачи, радиотехническом оборудовании и других объектах, устанавливаемых в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов", утвержденные Приказом Федеральной аэронавигационной службы от 28 ноября 2007 г. N 119, и Федеральные авиационные правила полетов в воздушном пространстве Российской Федерации, утвержденные совместным Приказом Минобороны России, Минтранса России и Росавиакосмоса от 31 марта 2002 г. N 136/42/51. Требования к обустройству и поддержанию в рабочем состоянии аэродромов содержатся в Руководстве по эксплуатации гражданских аэродромов Российской Федерации (РЭГА РФ-94), утвержденном Приказом Департамента воздушного транспорта Минтранса России от 19 сентября 1994 г. N ДВ-98 (с изм.).

3. Правонарушения, ответственность за которые установлена в комментируемой статье, характеризуются общими местами их совершения, которыми являются район, т.е. часть воздушного пространства установленных размеров, предназначенная для организации и выполнения полетов, и территория аэродрома, аэропорта, вертодрома или посадочной площадки, а также полосы воздушных подходов к ним. Полоса воздушных подходов представляет собой воздушное пространство над участками земной (водной) поверхности в установленных границах, примыкающих к концам летной полосы и расположенных в направлении продолжения ее оси, в которых воздушные суда производят набор высоты после взлета и снижение при заходе на посадку.

Аэродром - это участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Аэропорт представляет собой комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этого необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников. Под вертодромом понимается участок земли или определенный участок поверхности сооружения, предназначенный полностью или частично для взлета, посадки, руления и стоянки вертолетов. Посадочная площадка - это участок земли, льда, поверхности сооружения, в том числе поверхности плавучего сооружения, либо акватория, предназначенные для взлета, посадки или для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов. Требования ко всем перечисленным объектам, используемым для воздушного движения, устанавливаются федеральными авиационными правилами (ст. 40 ВК РФ).

4. Предметами правонарушения, ответственность за которые установлена в ч. 1 комментируемой статьи, являются размещенные в районах аэродрома, вертодрома или посадочной площадки знаки и устройства, сходные с маркировочными знаками и устройствами, принятыми для опознавания названных объектов. Эти объекты оборудуются дневными и ночными маркировочными знаками и устройствами (маркировка покрытия, световые ориентиры и т.п.), служащими для их опознавания и помогающими пилотам воздушных судов в ориентировании. Это правонарушение в части, касающейся аэродромов, представляет собой нарушение ч. 2 ст. 51 ВК РФ, запрещающей размещение в их районе маркировочных знаков и устройств, сходных с принятыми для опознавания.

Пиротехнические изделия, которые являются предметами правонарушения, содержащегося в ч. 2 комментируемой статьи, - это устройства, используемые для достижения определенных эффектов (светового, цветового, шумового) с помощью горения (взрыва) пиротехнического состава (смеси горючих веществ и окислителя). Пиротехнические изделия - как гражданские, так и военные - являются пожароопасными и (или) взрывоопасными предметами (петарды, салюты, ракеты и др.), использование которых без разрешения администрации аэропорта, аэродрома, вертодрома или посадочной площадки может создать непосредственную опасность для воздушного движения.

Правонарушение, предусмотренное в ч. 3 данной статьи, состоит в повреждении, т.е. существенном изменении, исключающем использование по назначению без ремонта оборудования аэродрома, вертодрома или посадочной площадки, а также аэродромных знаков либо воздушного судна. Оборудование аэродрома, вертодрома и посадочной площадки включает в себя различные радиотехнические и светотехнические устройства, в том числе посадочные огни и радиомаяки. Аэродромные знаки используются прежде всего для маркировки аэродромов (маркировочные знаки осевой линии, места ожидания воздушного судна перед выруливанием на взлетно-посадочную полосу, X-образный знак остановки воздушного судна, знаки для обозначения опасных мест, запрещающие знаки, щиты-ориентиры и т.д.). Воздушное судно - это летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды (ч. 1 ст. 32 ВК РФ).

Проход или проезд по территории аэропорта или аэродрома либо объекта радио- или светообеспечения полетов, ответственность за которые содержится в ч. 4 комментируемой статьи, представляют собой нарушение требований Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденных Приказом Минтранса России от 28 ноября 2005 г. N 142 (с изм.), которые содержат целый ряд положений по организации и обеспечению пропускного и внутриобъектного режима в аэропорту, а также по охране воздушных судов и объектов аэропорта (разд. III и IV).

В ч. 5 данной статьи установлена ответственность за нарушение порядка организации движения специального транспорта и средств механизации на аэродроме. Названные транспортные средства предназначены для обеспечения деятельности аэродрома, включая содержание летного поля, и включают в себя машины сопровождения, автобусы для доставки летного состава и пассажиров, транспортные средства, используемые для доставки багажа, грузов, почты, маркировочные, аэродромные уборочные, поливомоечные машины, снегоочистители, автогрейдеры, бульдозеры и другие.

В ч. 6 этой же статьи установлена ответственность за невыполнение правил размещения на зданиях, сооружениях, линиях связи и других объектах дневных и ночных маркировочных знаков и устройств. Такие знаки и устройства, организация и порядок размещения которых регламентируются соответствующими Федеральными авиационными правилами, устанавливаются в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов. Их установка является обязанностью собственников указанных зданий и сооружений и производится ими за свой счет (ч. 1 ст. 51 ВК РФ).

5. С объективной стороны правонарушения, содержащиеся в данной статье, совершаются преимущественно путем действий (ч. ч. 1 - 4). Нарушение порядка организации движения специального транспорта и средств механизации на аэродроме (ч. 5) может быть совершено как действием, так и бездействием. Невыполнение правил размещения маркировочных знаков и устройств представляет собой нарушение установленной федеральным законом обязанности, т.е. административно наказуемое бездействие. Все составы правонарушений сформулированы как формальные.

6. С субъективной стороны правонарушения характеризуются умышленной виной.

7. Субъектами правонарушений, ответственность за которые содержится в ч. ч. 1, 2, и 6 комментируемой статьи, могут быть граждане с 16 лет, должностные и юридические лица. По ч. ч. 3 - 5 этой же статьи ответственность несут граждане, достигшие 16-летнего возраста.

8. Дела об административных правонарушениях, ответственность за которые предусмотрена ч. ч. 1, 3 - 6 данной статьи, рассматривают должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (ст. 23.42). Дела о правонарушениях, предусмотренных ч. 2 этой статьи, рассматривают судьи (ч. 1 ст. 23.1).

Протоколы об административных правонарушениях составляют должностные лица органов, уполномоченных в области авиации (ч. 1 и п. 50 ч. 2 ст. 28.3). Протоколы о правонарушениях, предусмотренных ч. ч. 1 - 4 комментируемой статьи, также составляют должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 11.3 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 11.3 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.