Статья 20.26 КоАП РФ. Самовольное прекращение работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора

Текущая редакция ст. 20.26 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Самовольное прекращение работы либо оставление места работы как средство разрешения коллективного или индивидуального трудового спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Организация действий (бездействия), предусмотренных частью 1 настоящей статьи, -
влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 20.26 КоАП РФ

1. Цель данной статьи - способствовать обеспечению безопасности функционирования жизненно важных видов деятельности, имеются в виду безопасность дорожного движения, эксплуатация воздушного, железнодорожного транспорта, функционирование особо опасных производственных объектов, а также объектов жизнеобеспечения населения.

Объектом правонарушений, предусмотренных данной статьей, являются общественные отношения в сфере обеспечения безопасности личности и общества, в том числе охраны жизни и здоровья людей, создания условий для нормального функционирования средств жизнеобеспечения населения.

2. Объективная сторона правонарушения по ч. 1 состоит в самовольном прекращении или оставлении места работы в качестве средства разрешения коллективного или индивидуального спора лицом, обеспечивающим безопасность соответствующего вида деятельности для населения, если такие действия (бездействие) запрещены федеральным законом.

Объективная сторона правонарушения по ч. 2 данной статьи состоит в действиях и призывах по организации самовольного оставления места работы (см. комментарий к ст. 5.40).

3. Трудовой кодекс РФ устанавливает обязанности сторон коллективного трудового спора в ходе проведения забастовки, а также основания для признания забастовки незаконной и определяет виды ответственности за нарушение норм трудового права, указывая в том числе и на административную ответственность (ст. 419).

Согласно ст. 412 ТК РФ в период проведения на законных основаниях забастовки как средства разрешения коллективного спора работодатель, органы исполнительной власти и местного самоуправления и орган, возглавляющий забастовку, должны принять все зависящие от них меры по обеспечению в этот период общественного порядка, сохранности имущества, а также работы машин и оборудования, остановка которых представляет непосредственную угрозу жизни и здоровью людей.

При этом перечень минимума необходимых работ (услуг) утверждается федеральным органом исполнительной власти, на который возложено регулирование соответствующей отрасли (подотрасли) экономики (например, Минтрансом России, Минэнерго России), по согласованию с соответствующим общероссийским профсоюзом, а если функционирует несколько таких профсоюзов, то - со всеми ними. Аналогичный порядок установлен для органов субъектов РФ и органов местного самоуправления в их взаимоотношениях с соответствующими профсоюзами по утверждению минимума необходимых работ (услуг) по обеспечению безопасности. Лица, занятые в сфере таких работ (услуг), не имеют права покидать свои рабочие места для участия в забастовке. Нарушение этого требования влечет ответственность по ч. 1 рассматриваемой статьи.

Статья 413 ТК РФ, опираясь на нормы ст. 55 Конституции РФ, устанавливает основания, по которым забастовки вообще не допускаются (в период военного или чрезвычайного положения, в органах и организациях Вооруженных Сил РФ, в других военных, военизированных и иных формированиях и организациях, ведающих вопросами обороны, государственной безопасности, различными видами работ в условиях чрезвычайных ситуаций; в правоохранительных органах; в организациях, непосредственно обслуживающих особо опасные виды производств или оборудования; на станциях скорой и неотложной медицинской помощи).

Кроме того, забастовки не допускаются в организациях, связанных с жизнеобеспечением населения (энергообеспечение, отопление и теплоснабжение, авиационный, железнодорожный и водный транспорт, связь, больницы), в том случае, если проведение забастовок создает угрозу обороне страны и безопасности государства, жизни и здоровью людей.

4. Субъектом правонарушения по ч. 1 данной статьи является работник, заключивший соответствующий трудовой договор (контракт), или военнослужащий, обязанные в силу норм ТК РФ и других федеральных законов выполнять возложенные на них обязанности. Специальный субъект по ч. 2 - организатор соответствующих действий (например, представитель органа профсоюзной организации).

5. Субъективная сторона правонарушения представляет, как правило, вину в форме умысла, но может быть оценена и как неосторожность.

6. Дела об административных правонарушениях по данной статье рассматривают мировые судьи (ч. ч. 1 и 3 ст. 23.1).

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных данной статьей, вправе возбуждать прокурор (ч. 1 ст. 28.4).

Консультации и комментарии юристов по ст 20.26 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 20.26 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.