Статья 5.13. Непредоставление возможности обнародовать опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации

Непредоставление до окончания срока предвыборной агитации возможности обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту чести, достоинства или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения в случае обнародования (опубликования) в средствах массовой информации материалов, способных нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если в соответствии с федеральным законом предоставление такой возможности является обязательным (абзац в редакции, введенной в действие с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ, -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 5.13 КоАП РФ

1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с конституционным правом граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Данная статья призвана охранять права зарегистрированного кандидата, избирательного объединения, а также не допускать злоупотребления правом на проведение предвыборной агитации.

2. В федеральных законах о выборах (см. их перечень в п. 2 комментария к ст. 5.1) имеется положение о том, что теле- и радиопрограммы на каналах организаций телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий, участвуя в избирательной кампании, не вправе допускать обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения, если эти СМИ не могут предоставить зарегистрированному кандидату, избирательному объединению возможность бесплатно обнародовать (опубликовать) опровержение или иное разъяснение в защиту его чести, достоинства и деловой репутации до окончания срока предвыборной агитации. Непредоставление такой возможности может явиться основанием для привлечения указанных СМИ и их должностных лиц к административной ответственности.

3. Под информацией, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, следует понимать какие-либо факты из биографии кандидата, его деятельности, личной жизни и т.п. Информация, способная нанести ущерб деловой репутации избирательного объединения, может касаться его деятельности, политической программы и т.п. Такого рода информация может иметь как достоверный, так и недостоверный характер. Зарегистрированный кандидат, избирательное объединение могут дать опровержение или иное разъяснение в тех же СМИ. Порядок и условия предоставления эфирного времени или печатной площади для подобного опровержения или разъяснения устанавливаются законодательством о выборах и референдумах.

4. Объективная сторона данного правонарушения заключается в бездействии организаций, осуществляющих телерадиовещание, периодических печатных изданий или их должностных лиц, которое заключается в непредоставлении зарегистрированному кандидату, избирательному объединению возможности обнародовать (опубликовать) в тех же СМИ опровержение либо иное разъяснение в защиту своей чести, достоинства или деловой репутации.

Квалифицирующим признаком объективной стороны является время - важно, чтобы опровержение или иное разъяснение появилось до окончания срока предвыборной агитации, так как обнародование (опубликование) информации, способной нанести ущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата, деловой репутации избирательного объединения может повлиять на исход выборов.

5. Субъектами рассматриваемого правонарушения могут быть любые СМИ - организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, периодические печатные издания, а также их должностные лица - руководители, главные редакторы, редакторы и т.п.

6. Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

7. Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять должностные лица органа, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (п. 58 ч. 2 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 5.13 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 5.13 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.