Статья 5.56. Нарушение порядка и сроков представления и хранения документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума

1. Непредставление председателем, заместителем председателя или секретарем избирательной комиссии, комиссии референдума в вышестоящую избирательную комиссию, комиссию референдума документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, или их представление с нарушением установленных законом сроков -
влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

2. Уничтожение документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, до истечения сроков их хранения, а также нарушение установленного порядка уничтожения таких документов -
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

(Статья дополнительно включена с 6 августа 2005 года Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 93-ФЗ)

Комментарий к статье 5.56 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей, являются общественные отношения, связанные с проведением выборов и референдумов, и в частности с заключительными стадиями избирательного процесса, процесса референдума, а также этапами, выходящими за временные рамки этих процессов (см. ч. 2 данной статьи).

Данные отношения регламентируются законодательством РФ и субъектов РФ о выборах и референдумах (см. их перечень в п. п. 2 и 4 комментария к ст. 5.1).

2. Этап подведения итогов голосования на выборах, референдуме связан с обязательным четким документальным оформлением избирательными комиссиями, комиссиями референдума и их уполномоченными членами всех процессуальных действий - составлением протоколов об итогах голосования, сводных таблиц об итогах голосования. Другими документами, связанными с подготовкой и проведением выборов, являются: акты о передаче бюллетеней для голосования от вышестоящих комиссий нижестоящим комиссиям и о погашении неиспользованных бюллетеней, акты о выдаче избирателям, участникам референдума открепительных удостоверений и о погашении неиспользованных удостоверений, особые мнения членов избирательных комиссий, комиссий референдума и др.

Перечисленные документы вместе с первым экземпляром протокола об итогах голосования направляются нижестоящей избирательной комиссией, комиссией референдума в вышестоящую комиссию незамедлительно после подписания протокола. Порядок и способы доставки этих документов также регулируются законом.

3. Объективную сторону правонарушения по ч. 1 данной статьи составляют действия (бездействие) уполномоченных должностных лиц избирательной комиссии, комиссии референдума, выразившиеся в непредставлении либо несвоевременном представлении упомянутых выше документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума.

4. Субъекты правонарушения по ч. 1 данной статьи названы в ее диспозиции - это председатель, заместитель председателя или секретарь избирательной комиссии, комиссии референдума (по смыслу статьи - всех уровней, кроме Центральной избирательной комиссии РФ).

5. Законодательством РФ о выборах и референдумах также регламентируется порядок и сроки хранения документов, связанных с выборами, референдумом (см., например, п. 22 ст. 79, ст. 88 Федерального закона от 18 мая 2005 г. "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").

Избирательные бюллетени, открепительные удостоверения, списки избирателей и подписные листы в упакованном и опечатанном виде в охраняемых помещениях хранятся не менее одного года со дня официального опубликования результатов выборов. Первые экземпляры протоколов избирательных комиссий об итогах голосования и сводных таблиц, отчеты избирательных комиссий о поступлении и расходовании средств, выделенных из бюджета на подготовку и проведение выборов, итоговые финансовые отчеты политических партий и т.д. хранятся не менее пяти лет.

Ответственность за сохранность документов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдума, возлагается на председателя, заместителя председателя и секретаря избирательной комиссии, комиссии референдума до передачи указанных документов в вышестоящую комиссию или в архив или до их уничтожения по истечении сроков хранения.

6. Объективная сторона правонарушения по ч. 2 комментируемой статьи состоит в действиях (бездействии) лиц, уполномоченных на хранение документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума, в результате которых документы были уничтожены до истечения срока хранения либо были уничтожены с нарушением порядка и сроков, предусмотренных законом.

7. Субъектами правонарушения, предусмотренного ч. 2 данной статьи, могут быть как уполномоченные должностные лица - председатель, заместитель председателя, секретарь избирательной комиссии, комиссии референдума, так и граждане.

8. Субъективная сторона правонарушений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 рассматриваемой статьи, может характеризоваться как умыслом, так и неосторожностью.

9. Дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ст. 23.1) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6).

Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные этими комиссиями (ч. 5 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 5.56 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 5.56 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.