Статья 9.19. Несоблюдение требований об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте

Эксплуатация опасного объекта, за исключением ввода в эксплуатацию опасного объекта, в случае отсутствия договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте -
влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

(Статья дополнительно включена с 1 апреля 2012 года Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 226-ФЗ)

Комментарий к статье 9.19 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, являются общественные отношения в сфере защиты жизни, здоровья и имущества физических лиц (включая работников владельца опасного объекта), а равно имущества юридических лиц от причинения вреда в результате аварии на опасном объекте. Правовое регулирование указанных общественных отношений осуществляется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте", большинство положений которого вступает в силу с 1 января 2012 г.

Согласно ст. 5 данного Федерального закона к опасным объектам, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование, относятся объекты, расположенные на территории Российской Федерации и подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством о промышленной безопасности опасных производственных объектов или внесению в Российский регистр гидротехнических сооружений в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений.

Под аварией понимаются повреждение или разрушение сооружений, технических устройств, применяемых на опасном объекте, взрыв, выброс опасных веществ, отказ или повреждение технических устройств, отклонение от режима технологического процесса; сброс воды из водохранилища, жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций, которые возникли при эксплуатации опасного объекта и повлекли причинение вреда потерпевшим (ст. 2).

2. Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в осуществлении эксплуатации опасного объекта в случае несоблюдения его владельцем обязательного положения о том, чтобы на условиях и в порядке, которые установлены указанным Федеральным законом, за свой счет застраховать (выступить в качестве страхователя) имущественные интересы, связанные с обязанностью возместить вред, причиненный потерпевшим, путем заключения договора обязательного страхования со страховщиком в течение всего срока эксплуатации опасного объекта (ч. 1 ст. 4). При этом ввод в эксплуатацию опасного объекта не допускается в случае неисполнения владельцем опасного объекта обязанности по страхованию своей гражданской ответственности (ч. 2 ст. 4).

В то же время административная ответственность наступает при эксплуатации опасного объекта, но за исключением ввода его в эксплуатацию, т.е. при использовании, техническом обслуживании, консервации, ликвидации опасного объекта, а также изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасном объекте (ст. 2).

3. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, являются как должностные, так и юридические лица. В ст. 2 упомянутого Федерального закона определено, что владелец опасного объекта - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие им на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие его эксплуатацию. Исходя из положений, содержащихся в ст. ст. 2.4, 9.1 (включая примечания к ним) и 9.2 Кодекса, можно сделать следующие выводы. Под должностными лицами в организациях, не являющихся органами государственной власти, иными государственными органами, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными организациями, следует понимать лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа организации, а также лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации. В случае, когда полномочия единоличного исполнительного органа организации осуществляет юридическое лицо (управляющая организация), под должностным лицом понимается лицо, к должностным обязанностям которого относятся вопросы технической политики и промышленной безопасности, а равно безопасности гидротехнических сооружений. В случае отсутствия такого лица в управляющей организации под должностным лицом следует понимать лицо, осуществляющее полномочия единоличного исполнительного органа управляющей организации. Применительно к опасным производственным объектам лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, следует рассматривать в качестве юридических лиц, а применительно к гидротехническим сооружениям - в качестве должностных лиц.

4. Субъективная сторона рассматриваемого правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности.

5. Дела об указанных правонарушениях рассматриваются должностными лицами органов государственного энергетического надзора (ст. 23.30), органов, осуществляющих государственный контроль и надзор в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений (ст. 23.31), органов, осуществляющих государственный контроль за безопасностью взрывоопасных производств (ст. 23.32).

Протоколы о правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, составляются как должностными лицами вышеупомянутых органов (ч. 1 ст. 28.3), так и органов, специально уполномоченных на решение задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 7 ч. 2 ст. 28.3), органов, осуществляющих государственный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов (п. 31 ч. 2 ст. 28.3), федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, и его территориальных органов (в отношении органов безопасности, в которых осуществляют надзор в области промышленной безопасности, пожарной безопасности и безопасной эксплуатации энергетических и тепловых установок) (п. 56 ч. 2 ст. 28.3), органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (в отношении производственных объектов уголовно-исполнительной системы) (п. 5 ч. 5 ст. 28.3).

Консультации и комментарии юристов по ст 9.19 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 9.19 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.